Дети из семей с алкогольной зависимостью.

Для ребенка, детство и взросление которого проходит в семье, в которой один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголя характеризуется недостатком родительской поддержки, любви и контроля, непоследовательными или хаотичными семейными правилами и нормами, отвержением или проявлением агрессии со стороны родителей. Люди, злоупотребляющие алкоголем, становятся боле импульсивными, не могут сдерживать свои агрессивные проявления. Чем чаще мужчина или женщина выпивают, тем с большей вероятностью они проявляют вербальную или физическую агрессию по отношению к партнеру по браку, детям, родителям, нанося им психические или физические травмы. Дети из алкогольных семей часто подвергаются физическому, а иногда и сексуальному насилию со стороны самих родителей и их гостей. Жизнь семьи алкоголика зависит от состояния зависимого от алкоголя человека, находится ли он в трезвом состоянии или в состоянии интоксикации, и имеет две фазы: фазу трезвости и фазу интоксикации, так называемую «мокрую фазу». Взаимоотношения с человеком, страдающим алкогольной зависимостью, характеризуются гипер и гипофункциональной динамикой, они включают зависимого человека – то есть алкоголика и созависимого, который подсознательно подвержен влиянию человека с зависимостью. Партнер, находящийся в отношениях с алкоголиком, но не страдающий алкоголизмом или другим видом зависимости (наркоманией, игроманией и т.п.), то есть созависимый партнер, минимизирует собственные нужды и желания и фокусирует свое внимание на нуждах и потребностях алкоголика, пытаясь избавить его от зависимости. Созависимый партнер имеет некую мифическую веру в то, что он сможет «вытянуть супруга из беды, спасти его». Зависимый от алкоголя человек имеет низкую толерантность к фрустрации, эмоциональную незрелость, не умеет выражать свои чувства, имеет низкую самооценку и глубокое чувство вины. Созависимым человеком является тот, кто находится в браке или любовных отношениях с больным зависимостью; родители больного, его взрослые братья и сестры; лица, имеющие одного или обоих родителей больных зависимостью. Созависимым людям свойственна низкая самооценка, созависимые люди полностью зависят от внешних оценок, от взаимоотношений с другими. Созависимым свойственно страдать, отказываться от себя и своих чувств, испытывать страх, тревогу, стыд вину и гнев.

Дети, как созависымые члены семьи алкоголика, привыкают жить в постоянном страхе, унижении, чувстве вины и стыда, выстраивают свою жизнь вокруг родителя, страдающего алкогольной зависимостью, тщетно пытаются ему помочь: убирают за родителем его рвотные массы после очередной пьянки, доводят пьяного родителя до дома избегая попадания на глаза полицейским, извиняются перед друзьями родителя за его поведение, не приглашают собственных друзей домой и скрывают от них пьянство родителя, живут в постоянной тревоге и секретности относительно происходящего в родительской семье. Находясь в таких ужасных психологических условиях, чтобы выжить в этой непростой действительности, детям свойственно принимать на себя жестко заданные роли. Принято считать, что этих ролей пять: 1) «Заботящийся ребенок» — это тот, кто игнорирует собственные потребности, чтобы заботиться о других членах семьи. 2) «Герой» — такой ребенок будет пытаться компенсировать все неудачи и стыд, связанные с алкогольной зависимостью одного из членов семьи, пытаясь стать успешным и добиться высоких результатов. 3) «Козел отпущения» ребенок, который выбирает для себя эту роль, будет регулярно создавать большие проблемы, пытаясь оправдать все плохое происходящее в семье своими поступками. 4) «Клоун» — в попытке отвлечь семью от проблем, связанных с алкоголизмом, придаст происходящему комизм, развлечет и позабавит членов семьи. 5) «Потерянный ребенок» — он не участвует в жизни семьи и ничего для себя не требует, он тихо живет в мире своих фантазий.

На стадии жизненного цикла, когда повзрослевшие дети покидают родительский дом, чтобы начать жить самостоятельно и завести собственные семьи, у детей из алкогольных семей могут возникнуть сложности. Например, ребенок, который выбрал для себя роль «Заботящегося» в ответ на алкоголизм одного или обоих родителей, может почувствовать на себе излишнюю ответственность за родителей и их жизнь, которая не позволит ему покинуть родителей и жить самостоятельно. Тот ребенок, который выбрал для себя роль «Героя» возможно и поторопится начать самостоятельную жизнь, но с условием, что он должен на любых условиях добиться успеха или славы и/ или материально обеспечивать семью, чтобы компенсировать тот стыд, который он испытал, живя в семье с родителем, страдающим алкогольной зависимостью. Ребенок, играющий роль «Козла отпущения» покинет родителей в некой драматической манере, например: убежит из дома или попадет в неприятности с законом, что станет причиной его тюремного заключения, тем самым он, как и прежде, отвлечет семью от проблем с алкоголем. Молодой человек в роли «Клоуна» с детства вел жизнь лишенную определенных целей и определенных направлений, поэтому он, возможно, вообще не захочет покидать родительский дом, чтобы начинать собственную ответственную жизнь и будет продолжать отвлекать членов семьи от сложностей, связанных с алкогольной зависимостью, путем своих комических выходок. И, наконец, ребенок в роли «Потерянного» сделает процесс покидания дома вообще никем не замеченным. Так как его роль обозначается тем, что его никто не замечал, и он ничего не требовал, «Потерянный ребенок» покинет родительскую семью с алкогольной зависимостью рано и с наименьшим требованиями поддержки и помощи для себя.

Общими особенностями детей, которые взяли на себя исполнение одной из этих пяти ролей, являются их внутренние чувства, среди которых доминируют боль, страх, стыд, вина. Дети алкоголиков часто испытывают психологические сложности в области партнерских, супружеских отношений. Дети алкоголиков, часто, либо сами становятся алкоголиками, повторяя паттерн совладания с жизненными трудностями, взятый из родительской семьи, либо выбирают себе в партнеры супруга, который страдает алкогольной зависимостью, тем самым, становясь созависимыми.

Но возможен и другой, более успешный, жизненный сценарий. Для него необходимо, работая совместно с психологом, увидеть и признать наличие разрушительных паттернов поведения, которые были унаследованы из родительской семьи, и найти в себе силы изменить свое отношение к себе, свое восприятие и поведение. Необходимо стать более ответственным человеком по отношению к себе и своим близким. Это не быстрый и не простой путь, но «дорогу осилит идущий».